1 Увы! великолепный венок пьяниц ефремлян! Увы! поблеклый цвет красивого убранства его, которое на голове тучной долины сраженных вином! {Означается пышная Самария, построенная (3Цр. 16:24) на прекрасной горе, окруженной справа плодоноснейшей долиной, а далее венцом из холмов. Но сей город был уже истощен Ассириянами и приближался к падению. Образы взяты с обычая древних украшать на пиршествах головы свои венками из цветов. Ниже ст. 3.}
2 Се, крепкий и сильный, который готов у Господа, как дождь проливной с градом, как губительный вихрь, как разлившаяся вода, сильная, всепотопляющая, поверг его рукой на землю.
4 И с поблеклым цветом красивого убранства его, которое на голове тучной долины, сделалось то же, что бывает с скороспелою смоквою, прежде обирания плодов; видящий ее, как скоро увидел ее, и как скоро она в руке его, тотчас глотает ее.
5 В оный день Иегова воинств будет великолепным венцом и прекрасною диадимою остатку народа Своего,
6 И духом правосудия сидящему в судилище, и мужеством в тех, которые отражают войну до ворот неприятеля.
7 Но и сии блуждают от вина, и от сикеры совратились с пути; священник и пророк шатаются от напитков хмельных; поглощены вином, обуяли от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются.
8 Ибо все столы наполнены гнусною блевотиною; места нет. -
9 А говорят: `кого он хочет учить ведению? и кого вразумлять проповедью? разве мы недавно от молока грудного отняты, отлучены от сосцов матери?
10 Ибо все заповедь к заповеди, заповедь к заповеди, правило на правило, правило на правило, тут немного, и там немного`.
11 За то лепечущими устами и чужим языком будет говорить с этим народом.
12 Тот, который сказывал им: `вот покой, упокоивайте утружденного; и вот место довольства`. Но они не восхотели слушать.
13 И будет у них словом Иеговы: заповедь к заповеди, заповедь к заповеди, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, так что пойдут и навзничь упадут и разобьются, и в сеть попадутся, и будут пойманы. {Наказательное распоряжение Провидения будет соответствовать хульным выражениям их; будет такое множество уставов и правил, и такая смесь преданий человеческих с Божиими заповедями, что они будут на каждом шагу претыкаться и падать под этим игом неудобоносимым; попадут в сеть проклятия, будут взяты и пленены древним человекоубийцею. Ин. 8:44; Мф. 23:2, 4 13, 16-28; Дн. 15:7-11; Кол. 2:18-23; Гал. 3:10; Рим. 3:19-26; Гал. 3;13.}
14 Итак выслушайте слово Иеговы, люди хулы, правители народа сего, который в Иерусалиме!
15 Поелику вы говорите: `мы заключили союз с смертию {т.е. мы вне опасности}, и утвердили завет с преисподней, когда пойдет всепотопляющий бич, он не достигнет до нас, потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и в неправде укроемся`. {Иудеи думали: мы имеем убежище в могущественном царе египетском, с коим союз заключили (Ниже 30:2; 31:1). Пророк называет ложью эту надежду и объявляет, что сей союз не избавит их.}
16 Посему так говорит Господь Иегова: се, в основание на Сионе положил камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий не убоится. {Истинное основание народной жизни вашей, о Иудеи, есть Мессия, Которому надлежит произойти от вас. Рим. 9:33; 10:11; 1Пт. 2:6-8; Пс. 117:22.}
17 И поставлю правосудие мерилом и закон весами; а убежище лжи разрушит град, и тайник потопят воды.
18 И союз ваш с смертию рушится, и завет ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепотопляющий бич, в землю будете втоптаны им.
19 Как скоро он пойдет, унесет вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух будет внушать ужас.
20 Ибо коротка будет постеля, негде будет и протянуться; узко и покрывало, нечем будет прикрыться.
21 Ибо как на горе Перациме восстанет Иегова; как на долине Гаваонской разгневается, чтобы сделать дело Свое, чудное дело Свое, чтобы совершить службу Свою, страшную службу Свою.
22 Итак не наругайтесь сами над собою, чтобы узы ваши не стали крепче: ибо я слышу, что решительный конец у Господа, Иеговы воинств, готов для всей земли.
23 Приклоните ухо, и послушайте моего гласа; будьте внимательны, и выслушайте речь мою.
24 Всякий ли день земледелец орет для посева, режет и боронит землю свою?
25 Не правда ли, что он, если угладил лице ее, то сеет чернуху, или сыплет тмин, или кидает пшеницу рядами, и ячмень в определенное место, и полбу по черте ее?
26 И Бог его сей рассудительности учит его. Он наставляет его.
27 Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колеса молотильного не катают по тмину; но цепом выколачивают чернуху, и тмин палкою.
28 Хлеб вытирают, но не вовсе размолачивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, однако не растирают его.
29 И это происходит от Иеговы воинств: дивны судьбы Его, велика премудрость Его. {Если же Бог так научил земледельца поступать с землей, семенем и плодом; то и Сам не ведает ли премудро действовать на человеков? Он возделывает поле сердца; каждого человека и каждый народ, сообразно особенной потребности его, особенному состоянию, особенному назначению и пути его - посещает; и всех щадит и милует; ибо не хочет смерти и гибели грешников, но чтобы они обратились и жили.}
Книга пророка Исаии
Глава 28
1 Посмотри на Самарию, пьяницы из Ефрема гордятся этим городом, стоящим на вершине холма посреди богатой долины. Самаритяне считают свой город венком прекрасных цветов. Но они пьяны и не видят, что это не венок, а увядающие цветы.
2 Взгляни, у Создателя есть человек, сильный и смелый. Он налетит как ливень с градом, как вихрь или наводнение, захлёстывающее страну. Он повергнет Самарию на землю.
3 Пьяные из Ефрема горды своим прекрасным венцом, но он будет затоптан.
4 Тот город стоит на холме, среди плодородной долины, но этот «венок цветов» — увядающее растение. Он как первая летняя фига, которую, увидев, срывают и тотчас же съедают.
5 В тот день Господь Всемогущий станет «великолепным венцом». Он станет для тех, кто выжил из Его народа, «чудесной короной из цветов».
6 И судьям, управляющим Его народом, Господь даст мудрость, даст мужество сражающимся у городских ворот.
7 Но пьяны сейчас эти правители, священники и пророки пьяны от вина и пива и, спотыкаясь, падают. Пророки пьяны в своих снах, а судьи пьяны в своих решениях.
8 Все столы заблёваны, нигде нет чистого места.
9 Люди жалуются: «За кого нас Господь принимает? Кого Он пытается заставить понять поучения Свои? Неужели Он полагает, что мы подобны малым детям, младенцам, которых недавно отлучили от материнской груди?»
10 Господь говорит с нами словно с младенцами: «Сав-ласав, сав-ласав, кав-лакав, кав-лакав, зеер-шам, зеер-шам».
11 Господь будет говорить с этим народом таким же лепетом и на чужом языке.
12 В прошлом Бог сказал: «Вот место отдыха, вот покойное место, где отдохнут уставшие». Но и тогда люди не хотели слушать Его!
13 И слова Божьи были для них словно бессмысленная болтовня: «Сав-ласав, сав-ласав, кав-лакав, кав-лакав, зеер-шам, зеер-шам». Когда люди попытаются сделать несколько шагов, они упадут и будут повержены, схвачены и взяты в плен.
14 Правители Иерусалима, слушайте весть Господа, но вы отказываетесь слушать.
15 Вы говорите: «Мы заключили договор со смертью, у нас союз с преисподней, поэтому мы не будем наказаны. Наказание пройдёт мимо нас, оно нас не коснётся, так как мы спрячемся за наши уловки и ложь».
16 И потому Создатель, Господь Всемогущий, сказал: «Я на земле Сиона поставлю камень краеугольный, драгоценный и крепкий, на нём всё будет держаться, и не разочаруется доверившийся ему.
17 Люди пользуются мерилом и отвесом, чтобы удостовериться, что стена прямая. Так и Я воспользуюсь добротой вместо мерила и справедливостью вместо отвеса, когда буду закладывать это основание. Вы не сможете спрятаться за стеною лжи, она будет уничтожена градом и смыта наводнениями.
18 Ваш союз со смертью будет уничтожен, договор с преисподней вам не поможет. Придёт Наказывающий и превратит вас в грязь, по которой Он ходит.
19 Он придёт и схватит вас, и наказание ваше будет ужасным, оно придёт ранним утром и продлится до поздней ночи.
20 И тогда вы поймёте притчу: „человек спал на постели, которая была слишком коротка для него, и укрывался одеялом, слишком узким, чтобы завернуться в него”. Столь же бесполезны и ваши договоры и союзы.
21 И будет бороться Господь, как на горе Перацим, и будет разгневан, как в долине Гаваона, и сделает Своё дело Господь, завершит Свой труд, принеся разрушение, подобно иноземному врагу.
22 Так оставьте же ваше высокомерие, чтобы вас ещё крепче не связали узы, потому что услышанное мной определено, а эти слова — от Господа Всемогущего, Владыки всей земли, и всё произойдёт согласно обещанию Его.
23 Слушайте внимательно весть мою.
24 Всегда ли земледелец пашет своё поле? Всё ли время трудится на земле?
25 Нет! Земледелец готовит землю, потом сеет различные зёрна, каждое своим способом: разбрасывает семена тмина и укропа, рядами сеет пшеницу, ячмень сеет в специально отведённом месте, а полбу — по краю поля.
26 Господь даёт нам урок, и этот урок показывает, как справедлив Он в наказании людей.
27 Разве земледелец пользуется зубчатым катком, когда молотит укроп? Разве использует молотильное колесо, чтобы обмолотить тмин? Нет, он палками отделяет шелуху от зерна.
28 Люди мелят зерно, превращая его в муку, но помол не продолжается всё время. Так и Господь, наказывая людей, полностью их не сминает и не даёт лошадям их затоптать.
29 Этот урок от Господа Всемогущего, Который даёт прекрасный совет. Велика мудрость Его!»
Книга пророка Исаии
Глава 28
Книга пророка Исаии
Глава 28
1 Увы! великолепный венок пьяниц ефремлян! Увы! поблеклый цвет красивого убранства его, которое на голове тучной долины сраженных вином! {Означается пышная Самария, построенная (3Цр. 16:24) на прекрасной горе, окруженной справа плодоноснейшей долиной, а далее венцом из холмов. Но сей город был уже истощен Ассириянами и приближался к падению. Образы взяты с обычая древних украшать на пиршествах головы свои венками из цветов. Ниже ст. 3.}
1 Посмотри на Самарию, пьяницы из Ефрема гордятся этим городом, стоящим на вершине холма посреди богатой долины. Самаритяне считают свой город венком прекрасных цветов. Но они пьяны и не видят, что это не венок, а увядающие цветы.
2 Се, крепкий и сильный, который готов у Господа, как дождь проливной с градом, как губительный вихрь, как разлившаяся вода, сильная, всепотопляющая, поверг его рукой на землю.
2 Взгляни, у Создателя есть человек, сильный и смелый. Он налетит как ливень с градом, как вихрь или наводнение, захлёстывающее страну. Он повергнет Самарию на землю.
3 Пьяные из Ефрема горды своим прекрасным венцом, но он будет затоптан.
4 И с поблеклым цветом красивого убранства его, которое на голове тучной долины, сделалось то же, что бывает с скороспелою смоквою, прежде обирания плодов; видящий ее, как скоро увидел ее, и как скоро она в руке его, тотчас глотает ее.
4 Тот город стоит на холме, среди плодородной долины, но этот «венок цветов» — увядающее растение. Он как первая летняя фига, которую, увидев, срывают и тотчас же съедают.
5 В оный день Иегова воинств будет великолепным венцом и прекрасною диадимою остатку народа Своего,
5 В тот день Господь Всемогущий станет «великолепным венцом». Он станет для тех, кто выжил из Его народа, «чудесной короной из цветов».
6 И духом правосудия сидящему в судилище, и мужеством в тех, которые отражают войну до ворот неприятеля.
6 И судьям, управляющим Его народом, Господь даст мудрость, даст мужество сражающимся у городских ворот.
7 Но и сии блуждают от вина, и от сикеры совратились с пути; священник и пророк шатаются от напитков хмельных; поглощены вином, обуяли от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются.
7 Но пьяны сейчас эти правители, священники и пророки пьяны от вина и пива и, спотыкаясь, падают. Пророки пьяны в своих снах, а судьи пьяны в своих решениях.
8 Ибо все столы наполнены гнусною блевотиною; места нет. -
8 Все столы заблёваны, нигде нет чистого места.
9 А говорят: `кого он хочет учить ведению? и кого вразумлять проповедью? разве мы недавно от молока грудного отняты, отлучены от сосцов матери?
9 Люди жалуются: «За кого нас Господь принимает? Кого Он пытается заставить понять поучения Свои? Неужели Он полагает, что мы подобны малым детям, младенцам, которых недавно отлучили от материнской груди?»
10 Ибо все заповедь к заповеди, заповедь к заповеди, правило на правило, правило на правило, тут немного, и там немного`.
10 Господь говорит с нами словно с младенцами: «Сав-ласав, сав-ласав, кав-лакав, кав-лакав, зеер-шам, зеер-шам».
11 За то лепечущими устами и чужим языком будет говорить с этим народом.
11 Господь будет говорить с этим народом таким же лепетом и на чужом языке.
12 Тот, который сказывал им: `вот покой, упокоивайте утружденного; и вот место довольства`. Но они не восхотели слушать.
12 В прошлом Бог сказал: «Вот место отдыха, вот покойное место, где отдохнут уставшие». Но и тогда люди не хотели слушать Его!
13 И будет у них словом Иеговы: заповедь к заповеди, заповедь к заповеди, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, так что пойдут и навзничь упадут и разобьются, и в сеть попадутся, и будут пойманы. {Наказательное распоряжение Провидения будет соответствовать хульным выражениям их; будет такое множество уставов и правил, и такая смесь преданий человеческих с Божиими заповедями, что они будут на каждом шагу претыкаться и падать под этим игом неудобоносимым; попадут в сеть проклятия, будут взяты и пленены древним человекоубийцею. Ин. 8:44; Мф. 23:2, 4 13, 16-28; Дн. 15:7-11; Кол. 2:18-23; Гал. 3:10; Рим. 3:19-26; Гал. 3;13.}
13 И слова Божьи были для них словно бессмысленная болтовня: «Сав-ласав, сав-ласав, кав-лакав, кав-лакав, зеер-шам, зеер-шам». Когда люди попытаются сделать несколько шагов, они упадут и будут повержены, схвачены и взяты в плен.
14 Итак выслушайте слово Иеговы, люди хулы, правители народа сего, который в Иерусалиме!
14 Правители Иерусалима, слушайте весть Господа, но вы отказываетесь слушать.
15 Поелику вы говорите: `мы заключили союз с смертию {т.е. мы вне опасности}, и утвердили завет с преисподней, когда пойдет всепотопляющий бич, он не достигнет до нас, потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и в неправде укроемся`. {Иудеи думали: мы имеем убежище в могущественном царе египетском, с коим союз заключили (Ниже 30:2; 31:1). Пророк называет ложью эту надежду и объявляет, что сей союз не избавит их.}
15 Вы говорите: «Мы заключили договор со смертью, у нас союз с преисподней, поэтому мы не будем наказаны. Наказание пройдёт мимо нас, оно нас не коснётся, так как мы спрячемся за наши уловки и ложь».
16 Посему так говорит Господь Иегова: се, в основание на Сионе положил камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий не убоится. {Истинное основание народной жизни вашей, о Иудеи, есть Мессия, Которому надлежит произойти от вас. Рим. 9:33; 10:11; 1Пт. 2:6-8; Пс. 117:22.}
16 И потому Создатель, Господь Всемогущий, сказал: «Я на земле Сиона поставлю камень краеугольный, драгоценный и крепкий, на нём всё будет держаться, и не разочаруется доверившийся ему.
17 И поставлю правосудие мерилом и закон весами; а убежище лжи разрушит град, и тайник потопят воды.
17 Люди пользуются мерилом и отвесом, чтобы удостовериться, что стена прямая. Так и Я воспользуюсь добротой вместо мерила и справедливостью вместо отвеса, когда буду закладывать это основание. Вы не сможете спрятаться за стеною лжи, она будет уничтожена градом и смыта наводнениями.
18 И союз ваш с смертию рушится, и завет ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепотопляющий бич, в землю будете втоптаны им.
18 Ваш союз со смертью будет уничтожен, договор с преисподней вам не поможет. Придёт Наказывающий и превратит вас в грязь, по которой Он ходит.
19 Как скоро он пойдет, унесет вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух будет внушать ужас.
19 Он придёт и схватит вас, и наказание ваше будет ужасным, оно придёт ранним утром и продлится до поздней ночи.
20 Ибо коротка будет постеля, негде будет и протянуться; узко и покрывало, нечем будет прикрыться.
20 И тогда вы поймёте притчу: „человек спал на постели, которая была слишком коротка для него, и укрывался одеялом, слишком узким, чтобы завернуться в него”. Столь же бесполезны и ваши договоры и союзы.
21 Ибо как на горе Перациме восстанет Иегова; как на долине Гаваонской разгневается, чтобы сделать дело Свое, чудное дело Свое, чтобы совершить службу Свою, страшную службу Свою.
21 И будет бороться Господь, как на горе Перацим, и будет разгневан, как в долине Гаваона, и сделает Своё дело Господь, завершит Свой труд, принеся разрушение, подобно иноземному врагу.
22 Итак не наругайтесь сами над собою, чтобы узы ваши не стали крепче: ибо я слышу, что решительный конец у Господа, Иеговы воинств, готов для всей земли.
22 Так оставьте же ваше высокомерие, чтобы вас ещё крепче не связали узы, потому что услышанное мной определено, а эти слова — от Господа Всемогущего, Владыки всей земли, и всё произойдёт согласно обещанию Его.
23 Приклоните ухо, и послушайте моего гласа; будьте внимательны, и выслушайте речь мою.
23 Слушайте внимательно весть мою.
24 Всякий ли день земледелец орет для посева, режет и боронит землю свою?
24 Всегда ли земледелец пашет своё поле? Всё ли время трудится на земле?
25 Не правда ли, что он, если угладил лице ее, то сеет чернуху, или сыплет тмин, или кидает пшеницу рядами, и ячмень в определенное место, и полбу по черте ее?
25 Нет! Земледелец готовит землю, потом сеет различные зёрна, каждое своим способом: разбрасывает семена тмина и укропа, рядами сеет пшеницу, ячмень сеет в специально отведённом месте, а полбу — по краю поля.
26 И Бог его сей рассудительности учит его. Он наставляет его.
26 Господь даёт нам урок, и этот урок показывает, как справедлив Он в наказании людей.
27 Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колеса молотильного не катают по тмину; но цепом выколачивают чернуху, и тмин палкою.
27 Разве земледелец пользуется зубчатым катком, когда молотит укроп? Разве использует молотильное колесо, чтобы обмолотить тмин? Нет, он палками отделяет шелуху от зерна.
28 Хлеб вытирают, но не вовсе размолачивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, однако не растирают его.
28 Люди мелят зерно, превращая его в муку, но помол не продолжается всё время. Так и Господь, наказывая людей, полностью их не сминает и не даёт лошадям их затоптать.
29 И это происходит от Иеговы воинств: дивны судьбы Его, велика премудрость Его. {Если же Бог так научил земледельца поступать с землей, семенем и плодом; то и Сам не ведает ли премудро действовать на человеков? Он возделывает поле сердца; каждого человека и каждый народ, сообразно особенной потребности его, особенному состоянию, особенному назначению и пути его - посещает; и всех щадит и милует; ибо не хочет смерти и гибели грешников, но чтобы они обратились и жили.}
29 Этот урок от Господа Всемогущего, Который даёт прекрасный совет. Велика мудрость Его!»